Μίμης Πλέσσας


Мимис Плессас

альбомы и песни с переводами, биография



Информация, биография, заметки, фото
Мимис Плессас - один из наиболее значительных греческих композиторов, которого можно поставить рядом с известнейшими композиторами Греции Теодоракисом и Хадзидакисом - Манос, Микис, Мимис. В свои 22 года Мимис Плессас уже дирижировал известными оркестрами, при этом у него не было никакого музыкального образования. Плессас работал в разных жанрах, писал музыку для фильмов и театра, множество его песен греки знают наизусть, постоянно напевая, иногда и не подозревая, кто написал к ним музыку. С песнями Мимиса Плессаса связана золотая эпоха греческого кинематографа и мьюзиклов Янниса Далианидиса.

Фото Мимис Плессас, Μίμης Πλέσσας

Мимис с матерью Элени
Димитрис Плессас (покороче – Мимис) родился 12 октября 1924 года в Афинах. По греческой традиции его назвали в честь деда, который жил на острове Закинф. Дед его очень любил семью, у него было 14 детей, и семейной игрой было у них вспоминать имена всех теть и дядь. Семья матери Мимиса Плессаса Элени - родом из Константинополя, дед был преподавателем, а сама мать учительница. Именно она так хотела, чтобы Мимис изучал химию, чем он впоследствии и занялся.

С самого детства Мимис заинтересовался музыкой. В саду Национального археологического музея в Афинах, что на улице Патиссион, который многим знаком своим внешним видом и внутренней коллекцией, играл оркестр. Во главе его был аккордеонист Михалис Суюл (Μιχάλης Σουγιούλ), а вокруг него сидели одни из лучших музыкантов того времени. Маленький Мимис наблюдал за ними и пытался понять – как же извлекались звуки из аккордеона, как это - одной рукой музыкант использовал клавиатуру, похожую на пианино, а другой – кнопочки. Постоянно проходившие мимо трамваи все время мешали попыткам мальчика, но в один момент Мимис понял, как функционирует аккордеон. И когда родители его спросили, что же он хочет получить в подарок на Рождество, он ответил – аккордеон. Отец сказал - "Но ты ведь не умеешь!". А Мимис ответил - "Умею". Отец, больше, конечно для прикола, предложил пойти в магазин, пообещав, что если Мимис сыграет что-нибудь – аккордеон его. В магазине продавец из двух музыкальных инструментов выбрал тот, который поменьше, и стал надевать на маленького паренька, но в процессе Мимис сказал – "Извините, я на этом не умею играть, я умею вот на том". Тот – это который побольше. Но все-таки Мимис его надел и сыграл одну из любимых мелодий отца, в то время очень известную. В общем, аккордеон ему купили, а продавец даже скидку сделал. Хэппи энд. Правда, как часто случается, новая игрушка через некоторое время перестала быть интересной, была поставлена в шкаф, а Мимис Плессас открыл для себя магию другого инструмента - пианино. Потому что заболел, а антибиотиков тогда не прописывали, и единственное, что можно было делать - сидеть дома и выздоравливать.

И вот однажды игру Плессаса услышала Даная, в то время уже очень известная певица. Как рассказывает сам Мимис Плессас, она его взяла за ухо, и он даже не успел переодеть длинные брюки, и повела его на радио. Там он сыграл, что умел, даже без особого чувства, но вот его приняли первым солистом. А в 1939 году у Плессаса была уже собственная передача "30 секунд", которая выходила 2 раза в неделю, и в которой он вел интервью один на один. И эту передачу закрыло тогдашнее правительство, потому что Плессас отказался раскрывать заранее вопросы, которые он будет задавать. А еще именно Даная когда-то дала ему какое-то восьмистишие, а он написал простенькую мелодию, и эту песню, Αν σ' αρνηθώ αγάπη μου, до сих пор поют многие исполнители.

Но наступила война, завод отца закрылся, Германия все механизмы забрала, чтобы переделать в пушки. Умерла мать Мимиса от инсульта, и так пришла необходимость Мимису поддерживать разорившегося отца и заботиться о младшей сестре. И в один из вечеров, вынужденный искать пропитания, он снял аккордеон и вышел петь на улицу с рукой протянутой. Мимис направился в таверну напротив их дома. Там он сыграл, и так хорошо, что сорвал аплодисменты, но застеснялся протянуть руку. К счастью, владелец таверны это понял, и дал Мимису полную тарелку еды. В общем, в тот вечер в доме Плессасов был праздник, который могли оценить только те, кто очень голодал.

Фото Мимис Плессас, Mimis Plessas
В 1949 году в надежде на лучшее Мимис Плессас отправился в Америку, продолжать учебу, денег у него не было, работать было нельзя, но его спасли знания, полученные в университете Афин. А еще он стал слушать радиопередачи, отвечал на вопросы в прямом эфире, что приносило ему 5-10 долларов за раз, как раз на еду. И вот, однажды, гуляя по улице, Мимис увидел объявление о музыкальных соревнованиях. За участие надо было заплатить 5 долларов, а приз - 50 долларов. Войдя в зал, он увидел, как замечательно играет какой-то негритенок, и понял, что свои пять долларов ему уже не не вернуть, но единственное, что может его спасти - это сыграть что-то совершенно иное. И он сыграл греческую мелодию, но как маленькую симфоническую сюиту (потому что так его учили). Зрители и жюри восхитились, и Мимис подумал было, что 50 долларов у него в кармане. Но победил другой участник состязаний в костюме ковбоя, исполнив популярную в те времена вальсовую песенку. Правда, Плессас получил второе место и 30 долларов.

А далее Мимис Плессас познакомился с различными музыкантами, позже стал сотрудничать с корифеями джаза, вплоть до того, что один из них сказал Плессасу после двух с половиной часов работы с ним - "Димитрис, ты знаешь, у тебя что-то не так с цветом кожи". Впрочем, говорят, для краткости звали его Д, потому что американцам выговорить "Димитрис" было сложно.

В 1951 году, Мимис Плессас получил свою первую премию, как молодой пианист Университета Миннесоты, а в 1952 году он был признан пятым среди лучших пианистов Америки, как раз следующим после Оскара Питерсона - известного канадского пианиста, виртуоза джаза. Ну и кроме того, в Америке же Мимис Плессас защитил кандидатскую диссертацию по химии (PhD в смысле).

Но Мимис решил вернуться в Грецию, во-первых, потому что ностальгия для любого грека - это отдельная песня, во-вторых, надо было все-таки поддерживать семью, а в-третьих, отслужить в армии. В 1952 году Мимис Плессас начал сочинять музыку, через четыре года стал уже дирижером, а к концу 50ых он отметился уже во многих жанрах - кино, театр, оперетта, сюиты, радио, телевидение. Ему нравилось кино - возможность попробовать себя в разных ипостясях. При этом в Греции поначалу его не признавали (что любопытно, он даже скрывал то, что защитил диссертацию, и что он пятый пианист по Америке), его не хотели записывать, называя его слишком современным и опасаясь, что он своими веяниями испортит всю звукозапись. Хотя уже тогда песня "Αν σ' αρνηθώ αγάπη μου" была очень известна.

Фото Мимис Плессас, Μίμης Πλέσσας
Вообще, Мимис Плессас соединил традиции греческого лайко и современной на тот момент музыки, создав свой собственный узнаваемый стиль, который стал очень популярным. И именно Плессас нашел, услышал и вывел в свет многих певцов того времени, а они, в свою очередь, его вдохновили на написание новых песен - это Яннис Пулопулос, Рена Кумиоти, Джени Вану, Яннис Воятзис, Фотис Димас, Толис Воскопулос, Стратос Дионисиу и другие. Мимис Плессас занялся Наной Мусхури до того, как она стала сотрудничать с Маносом Хадзидакисом. Нана даже говорила - что Хадзидакису она должна за то, что стала известной за границей, но научил ее петь Мимис Плессас. Сам Плессас говорил, что до него Нану вообще слушать не хотели, потому что пела как драная кошка =) Ну Плессас, вообще, как я понимаю, очень скромный товарищ. Тем не менее, он же подтолкнул вверх карьеру Маринеллы, которая в основном была вторым голосом в песнях Стелиоса Казандзидиса. Это Плессас услышал Джени Вану в хоре и заметил ее, а через лет пять на ее просьбу ее прослушать отказался, посоветовав ей не заниматься музыкой, а продолжать учиться в университете своей математике. Но Джени была настойчива, и когда он ее услышал - он ее вспомнил и воскликнул: "это я тебя-то слушать не хотел?!" На следующий день она пришла уже записываться в студию.



"Βρέχει φωτιά στη στράτα μου", отрывок
фильма Никоса Фосколоса "Ορατότης Μηδέν"

А Стратос Дионисиу? Плессас народной музыкой поначалу не увлекался, и Лефтерис Пападопулос его вытащил в одно заведение просто так послушать те песни, к которым он написал стихи. Плессасу там особо не понравилось, была толкучка, постоянно пихали, ничего не было видно, певцы на сцене, скромный парень с гитарой. Плессас, выйдя после программы, сказал - все, больше я туда не пойду. Но через неделю ему поступил заказ - написать современную симфоническую музыку к фильму. А позже выяснилось, что должна быть народная песня, совершенно иного стиля музыка. Но заказ есть заказ, и его надо выполнить до завтра. В общем, Плессас обратился к своему другу - все тому же Лефтерису Паппадопулосу, а что тот сказал - писать неприлично, но смысл в том, что так вот быстро он написать не может, и вообще. Через час он перезвонил и прочитал стихи. Тут же Плессас попросил его найти того парня с гитарой, которого они видели на днях. Стратоса Дионисиу. Взяли Йоргоса Забетаса и других. И пока Плессас спускался по лестнице в студии, он думал о византийской музыкальной традиции, и когда ему оставалась еще одна ступенька - в голове его уже сформировалась мелодия. "Βρέχει φωτιά στη στράτα μου". После выхода фильма Плессас читал отзывы критиков, надеясь увидеть, что говорят о симфонической музыке, но все писали лишь о той великолепной народной песне, под котороую Куркулос поджигает свое имущество.

Известный и очень продаваемый альбом "Ο δρόμος" получился тоже интересно. Плессас пришел ко все тому же Лефтерису Пападопулосу, а тот был занят. Плессас, пока ждал, пока тот освободится, увидел разбросанные по кабинету тексты, взял их почитать. Стихи ему понравились, он увидел в них какие-то свои давние переживания. И тогда Мимис спросил - "Я возьму их?" Пападопулос ответил, мол, брось, это не для песен, это мусор. Плессас тогда спросил - "Тебе что, жалко что ли?" "Да нет, забирай, все равно не нужно." Короче, за пару дней Мимис Плессас сочинил музыку ко всем 12 стихам. Особенностью альбома явилось то, что все, кроме одной песни, не содержали припева, что вообще было странно по тем временам. Кроме того, меньше, чем за 10 часов альбом со всеми исполнителями был записан. Любопытно, что Плессас всегда сочинял музыку к стихам, а не наоборот, не отдавал музыку под стихи.

Фото Мимис Плессас, Mimis Plessas
Вообще, за последние 50 лет Мимис Плессас написал композиции почти во всех сферах музыки, к 111 фильмам, к 109 дискам. Мимис Плессас управлял многими выдающимися оркестрами мира. Именно с его песнями ассоциируется музыка 60х - эра фильмов Далианидиса с музыкой Плессаса. Говорят, что Мимис Плассас получил наибольшее количество наград среди греческих музыкантов. Кроме того, Плессас сам писал стихи, но стеснялся, поэтому подписывался именем сестры - Лукия Плессас.

А еще в 36 лет Мимис Плессас родил сына, а в 74 - дочь. Вот такой вот разносторонний он, Мимис Плессас. Надеюсь, Вам было интересно так же, как и мне =)





Автор текста: Марина Боронина. Разрешено использовать только со ссылкой на данную страницу или автора.


Музыка к песням
Если я откажусь от тебя, любовь моя
If I deny you, my love
Откройся, камень
Open, stone
Идет дождь снова сегодня вечером
It is raining again tonight
Падает дождем огонь на дорогу мою
The fire is raining on my way
Я плакал вчера
I cried yesterday
Приди, чтобы погасить свет
Come to turn off the light
Первая наша ночь
Our first night
Я выпью сегодня луну
Tonight I will drink the moon
И ты уйдешь
And you will go away
С первой каплей
With the first drop
Не говори мне ничего
Don't tell me anything
Морские твои бусины
Your aquamarine beads
Какая ночь тебя похитила
Which night has stolen you
Первый раз
First time
Я вижу тебя в своем бокале
I see you in my glass
Останови часов стрелки
Stop the clock's hourhands
Живая вода
The elixir of life
Что я тебе сделала, что ты пьешь
What have I done to you and you drink
Ничто нас не разлучает
Nothing can separate us
Статуя
Statue
Мальчику напротив
To the boy on the opposite side
Теперь
Now