Μανώλης Χιώτης


Манолис Хиотис

альбомы и песни с переводами, биография



Информация, биография, заметки, фото
Фото Манолиса Хиотиса
Манолис Хиотис - один из самых выдающихся греческих музыкантов, настоящий виртуоз игры на бузуки. Манолис Хиотис сыграл ключевую роль в истории бузуки и звуке этого инструмента. Манолисом Хиотисом восхищался сам Джими Хендрикс.

Манолис Хиотис родился 21 марта 1920 года. Или 21ого, потому что данные разнятся. Одни источники утверждают, что он родился в Салониках, другие - что в Нафплионе. Его отец, Диамантис Хиотис, был конкретный мангас из Пирея =) С одной стороны - очень открытый, порядочный мужчина, человек слова, с другой - скандалист. Его прадед был с острова Хиос, оттуда и взялась фамилия Хиотис. Мать Манолиса содержала один из баров для аристократов, с красивыми официантками и пафосными посетителями =) Семья Хиотисов была достаточно обеспечена и детство Манолиса особо не было. Манолис вырос в такой среде, и в характере его всегда это было заметно - всегда джентльмен, одевался с иголочки. Впрочем, вообще, Манолис был сплавом честного задиры отца и деятельной матери.

С ранних лет Манолис Хиотис интересовался музыкальными инструментами. Первым был свисток. Обычный, в который свистели жандармы. Его маленький Манолис увидел в канун Рождества на площади в Нафплио и стал плакать, чтобы ему купили свисток. С тех пор Манолис свистел много, и странным способом - все думали, что он сочиняет мелодии и ритмы.

Позже Манолис услышал гитару, и захотел тоже играть на гитаре. И стал просить мать купить ему гитару. Они поехали в Афины, пришли в магазин, где мать попросила продавца выбрать сыну какую-нибудь гитару. Тот выбрал. Но Манолису она не понравилась. Он сказал, что она маленькая, а он хочет большую, как те, на которых играют профессиональные музыканты. И что он хочет сам выбрать, потому что эта гитарка ему не подходит. И выбрал, со множеством украшений, с грифом из черного дерева. (Губа не дура :P) Мать Манголиса сказала, что это дорогая гитара, а продавец - что пальцы у Манолиса еще маленькие и играть на такой большой гитаре он не сможет. А Манолис сказал, что пальцы вырастут, что он хочет именно эту гитару и только на ней сможет играть. В общем, у Манолиса появилась гитара.

А дальше Хиотис стал учиться на ней играть. Одни говорят, что он сам быстро научился хорошо играть, другие - что он брал уроки игры на гитаре, бузуки и уде ("уд", ούτι) у Йоргоса Лолоса, известного учителя музыки. В 1935 году семья вернулась снова в Нафплио, и там Манолис выступал в различных заведениях. То есть где-то с 15 лет он занялся музыкой профессионально. Многие позже завидовали Хиотису и признавали, что он виртуоз игры на гитаре. А сам Хиотис завидовал одному из гитаристов из Напфлио, и не потому что тот играл лучше, а потому что тот сочинил свою песню. И с тех пор Манолис тоже с головой ушел в работу, стал искать свои мелодии, слова и, наконец, сочинил первую свою песню "Η Κιθάρα" (Желающие сами догадаются, о чем песня).

Фото Манолиса Хиотиса
В 1935 году Манолис переехал в Афины, чтобы там учиться играть на скрипке. Но потом ему все равно больше понравилось играть на гитаре и бузуки. В Афинах он успел засветиться в некоторых местах, познакомился со Стратосом Паюмтзисом, который предложил Хиотису играть на бузуки в одном из музыкальных заведений и который впоследствии предложил Манолису записаться в компании "Колумбия". А Хиотису было тогда всего лишь 16 лет. В следующем году Хиотис написал свою первую песню "Γιατί δεν λες το ναι", и ее исполнил Стратос Паюмтзис. Далее последовали еще несколько успешных песен, которые на бузуки играл Хиотис, а пел Паюмтзис.

После войны в 1946 году Манолис Хиотис стал использовать звукосниматель для струн бузуки на выступлениях. Его карьера круто изменилась, когда он записал песню "Ο πασατέμπος". В этой песне он использовал бузуки с четырьмя парами струн (а не тремя, как обычно), изготовленное известным мастером специально по заказу Хиотиса. Это было чем-то новым, с тех пор вообще мир бузуки разделился на тех, кто за традиционные три пары струн, и тех, кто за "гитаробузуки" - на таком бузуки можно играть с большей скоростью, диапазон больше. Это две разных идеологии.

Многие факторы привели к тому, что инструмент бузуки все больше стал проникать в музыку высших классов общества. Ведь известно, что еще пару-тройку десятков лет этот инструмент был просто запрещен. Музыка также изменилась, теперь бузуки звучало не только в композициях стиля ребетико, но и в песнях, например, с ритмами мамбо, румба, самба и тп. Хиотис был на острие атаки, один из пионеров нового звука в Греции. То, что Манолис использовал звукосниматель для усиления звука, тоже было важным шагом в развитии бузуки - одно дело, когда инструмент играет в маленьком зале и всем слышно, и совсем другое, когда пространства и количество слушателей большие. Кроме того, Манолис Хиотис был первым, кто использовал электрогитару в Греции. Он купил ее у французской группы, которые играли в Афинах.

В 1950 году Хиотис создал свое музыкальное заведение "Πίγκαλς".

В 1954 году Манолис Хиотис женился в первый раз, его жена Зои Нахи(Ζωή Νάχη) родила двух детей. Говорят, он ее украл, когда ей было 14 лет. Зои пела и песни Манолиса.

Фото Манолиса Хиотиса

Манолис Хиотис и Мэри Линда

В 1959 году Хиотис женился второй раз - на Мэри Линда, и 60 годы были наполнены песнями Манолиса Хиотиса и Мэри Линды. Дуэт Хиотис-Линда стал одним из самых известных дуэтов в Греции. Впрочем, самый известный. Имена этих артистов тесно связаны в памяти греков. (Мы говори Линда - подразумеваем Хиотис, говорим Хиотис - подразумеваем Линда =) ) 60е годы - это эпоха расцвета песен Манолиса и дуэта с Мэри. Кроме того, в 1959 году Хиотис изложил музыку "Эпитафиоса", которую написал Теодоракис, для исполнения оркестром. Это уже было сделано, но вариант получился неудачный, новый вариант сделал поэму просто классикой греческой музыки. Манос Хадзидакис тоже восхищался мастерством Хиотиса, долгое время Манолис был солистом его оркестра.

Также в 60е годы Хиотис был включен в специальный список Министерства иностранных дел Греции, в который входили артисты, выступающие на собраниях выдающихся гостей страны. Так, Манолис Хиотис пел перед многими лидерами различных стран. А когда в Америке они выступали с Мэри Линда в одном из заведений, им предложили выступить у президента, они согласились с понятной радостью. Через некоторое время их пригласили в Белый Дом на день рождения президента Линдона Джонсона сыграть на "базуке" (кто тогда знал, что такое бузуки).

В Америке Манолис Хиотис познакомился с Джимми Хендриксом - они играли в Чикаго в соседних заведениях. Хендрикс восхищался Хиотисом, часто повторял, что Хиотис - величайший солист мира. Хендрикс и Хиотис часто общались и обменивались профессиональным опытом. А Манолис играл быстро и чисто, у него была своя особенная техника, и до сих пор современные музыканты-бузукисты очень уважают Хиотиса. Сам Хиотис высказывался так (в стиле капитана Очевидность): "Если вы хотите достичь меня - вы должны заниматься столько же часов, сколько я занимался. Если вы хотите меня превзойти - занимайтесь больше, чем я".

Фото Манолиса Хиотиса
Также, в 1961 году Хиотис играл на концерте для Аристотелиса Онассиса, Марии Каллас, где были князь Монако Ренье III и его жена Грейс Келли. Говорят, что после концерта Каллас переводила Грейс стихи всю ночь, т.к. княжне они очень понравились. И Грейс Келли спросила Манолиса Хиотиса, какая разница между бузуки и электрогитарой. Хиотис ответил - "Госпожа Каллас, объясните княжне Келли, что струны электрической гитары вибрируют от электрического тока, а струны бузуки - от сердца."

Несмотря на огромный успех дуэта Манолиса Хиотиса и Мэри Линды в 1966 году они развелись, хотя еще некоторое время после развода продолжали выступать. Мэри Линда говорила, что это они просто устали, все началось еще в Америке и было связано с работой и напряжением, которое она вызывала. Расставание было тяжелым для обоих, у Манолиса начались проблемы, часть работ не стала успешной.

Через два года третьей женой Манолиса Хиотиса стала Беба Кириакиду (Μπέμπα Κυριακίδου), тоже певица его песен.

Еще через два года Манолис Хиотис скончался в больнице Салоник от рака. Как и родился, 21 марта, только 1970 года, в возрасте 50 лет. Смерть Манолиса Хиотиса взволновала всю Грецию. Все радио, телевидение и газеты были наполнены сообщениями о его смерти, а в день его похорон на кладбище пришли тысячи и тысячи людей.

За свою жизнь Манолис Хиотис написал более 1500 песен, и кроме этого он участвовал во многих записях различных музыкантов. Манолис Хиотис был одним из тех, кто ощутимо изменил звук и стиль греческой музыки. Теодоракис говорил, что Хиотис научил его девяти восьмым народной музыки (тут Микис поиграл со значением 9/8). А когда Джими Хендрикса назвали лучшим гитаристом мира, он сказал: "Вы думаете, что я лучший потому, что не слышали, как играет на бузуки Манолис Хиотис".


Так что предлагаю послушать, как играл на бузуки Манолис Хиотис!





Автор текста: Марина Боронина. Разрешено использовать только со ссылкой на данную страницу или автора.


Стихи к песням из альбомов

Песни
Меня преследуют твои братья
Your brothers pursue me

Музыка к песням
Я не хочу больше, чтобы ты снова пришел
I don't want anymore you to come again
Ты
You
Любовь моя к тебе не гаснет
My love for you doesn't die out
Меня преследуют твои братья
Your brothers pursue me
Прошедшие мои любови
My passed loves
Много раз
Many times
Погаси пламя
Extinguish the fire

Стихи к песням
Я не хочу больше, чтобы ты снова пришел
I don't want anymore you to come again
Ты
You
Меня преследуют твои братья
Your brothers pursue me
Погаси пламя
Extinguish the fire