↑
Μίμης Πλέσσας
Мимис Плессас
альбомы и песни с переводами, биография
альбомы и песни с переводами, биография
Информация, биография, заметки, фото
Мимис Плессас - один из наиболее значительных греческих композиторов, которого можно поставить рядом с известнейшими композиторами Греции Теодоракисом и Хадзидакисом - Манос, Микис, Мимис. В свои 22 года Мимис Плессас уже дирижировал известными оркестрами, при этом у него не было никакого музыкального образования. Плессас работал в разных жанрах, писал музыку для фильмов и театра, множество его песен греки знают наизусть, постоянно напевая, иногда и не подозревая, кто написал к ним музыку. С песнями Мимиса Плессаса связана золотая эпоха греческого кинематографа и мьюзиклов Янниса Далианидиса.
Мимис с матерью Элени
С самого детства Мимис заинтересовался музыкой. В саду Национального археологического музея в Афинах, что на улице Патиссион, который многим знаком своим внешним видом и внутренней коллекцией, играл оркестр. Во главе его был аккордеонист Михалис Суюл (Μιχάλης Σουγιούλ), а вокруг него сидели одни из лучших музыкантов того времени. Маленький Мимис наблюдал за ними и пытался понять – как же извлекались звуки из аккордеона, как это - одной рукой музыкант использовал клавиатуру, похожую на пианино, а другой – кнопочки. Постоянно проходившие мимо трамваи все время мешали попыткам мальчика, но в один момент Мимис понял, как функционирует аккордеон. И когда родители его спросили, что же он хочет получить в подарок на Рождество, он ответил – аккордеон. Отец сказал - "Но ты ведь не умеешь!". А Мимис ответил - "Умею". Отец, больше, конечно для прикола, предложил пойти в магазин, пообещав, что если Мимис сыграет что-нибудь – аккордеон его. В магазине продавец из двух музыкальных инструментов выбрал тот, который поменьше, и стал надевать на маленького паренька, но в процессе Мимис сказал – "Извините, я на этом не умею играть, я умею вот на том". Тот – это который побольше. Но все-таки Мимис его надел и сыграл одну из любимых мелодий отца, в то время очень известную. В общем, аккордеон ему купили, а продавец даже скидку сделал. Хэппи энд. Правда, как часто случается, новая игрушка через некоторое время перестала быть интересной, была поставлена в шкаф, а Мимис Плессас открыл для себя магию другого инструмента - пианино. Потому что заболел, а антибиотиков тогда не прописывали, и единственное, что можно было делать - сидеть дома и выздоравливать.
И вот однажды игру Плессаса услышала Даная, в то время уже очень известная певица. Как рассказывает сам Мимис Плессас, она его взяла за ухо, и он даже не успел переодеть длинные брюки, и повела его на радио. Там он сыграл, что умел, даже без особого чувства, но вот его приняли первым солистом. А в 1939 году у Плессаса была уже собственная передача "30 секунд", которая выходила 2 раза в неделю, и в которой он вел интервью один на один. И эту передачу закрыло тогдашнее правительство, потому что Плессас отказался раскрывать заранее вопросы, которые он будет задавать. А еще именно Даная когда-то дала ему какое-то восьмистишие, а он написал простенькую мелодию, и эту песню, Αν σ' αρνηθώ αγάπη μου, до сих пор поют многие исполнители.
Но наступила война, завод отца закрылся, Германия все механизмы забрала, чтобы переделать в пушки. Умерла мать Мимиса от инсульта, и так пришла необходимость Мимису поддерживать разорившегося отца и заботиться о младшей сестре. И в один из вечеров, вынужденный искать пропитания, он снял аккордеон и вышел петь на улицу с рукой протянутой. Мимис направился в таверну напротив их дома. Там он сыграл, и так хорошо, что сорвал аплодисменты, но застеснялся протянуть руку. К счастью, владелец таверны это понял, и дал Мимису полную тарелку еды. В общем, в тот вечер в доме Плессасов был праздник, который могли оценить только те, кто очень голодал.
А далее Мимис Плессас познакомился с различными музыкантами, позже стал сотрудничать с корифеями джаза, вплоть до того, что один из них сказал Плессасу после двух с половиной часов работы с ним - "Димитрис, ты знаешь, у тебя что-то не так с цветом кожи". Впрочем, говорят, для краткости звали его Д, потому что американцам выговорить "Димитрис" было сложно.
В 1951 году, Мимис Плессас получил свою первую премию, как молодой пианист Университета Миннесоты, а в 1952 году он был признан пятым среди лучших пианистов Америки, как раз следующим после Оскара Питерсона - известного канадского пианиста, виртуоза джаза. Ну и кроме того, в Америке же Мимис Плессас защитил кандидатскую диссертацию по химии (PhD в смысле).
Но Мимис решил вернуться в Грецию, во-первых, потому что ностальгия для любого грека - это отдельная песня, во-вторых, надо было все-таки поддерживать семью, а в-третьих, отслужить в армии. В 1952 году Мимис Плессас начал сочинять музыку, через четыре года стал уже дирижером, а к концу 50ых он отметился уже во многих жанрах - кино, театр, оперетта, сюиты, радио, телевидение. Ему нравилось кино - возможность попробовать себя в разных ипостясях. При этом в Греции поначалу его не признавали (что любопытно, он даже скрывал то, что защитил диссертацию, и что он пятый пианист по Америке), его не хотели записывать, называя его слишком современным и опасаясь, что он своими веяниями испортит всю звукозапись. Хотя уже тогда песня "Αν σ' αρνηθώ αγάπη μου" была очень известна.
"Βρέχει φωτιά στη στράτα μου", отрывок
фильма Никоса Фосколоса "Ορατότης Μηδέν"
Известный и очень продаваемый альбом "Ο δρόμος" получился тоже интересно. Плессас пришел ко все тому же Лефтерису Пападопулосу, а тот был занят. Плессас, пока ждал, пока тот освободится, увидел разбросанные по кабинету тексты, взял их почитать. Стихи ему понравились, он увидел в них какие-то свои давние переживания. И тогда Мимис спросил - "Я возьму их?" Пападопулос ответил, мол, брось, это не для песен, это мусор. Плессас тогда спросил - "Тебе что, жалко что ли?" "Да нет, забирай, все равно не нужно." Короче, за пару дней Мимис Плессас сочинил музыку ко всем 12 стихам. Особенностью альбома явилось то, что все, кроме одной песни, не содержали припева, что вообще было странно по тем временам. Кроме того, меньше, чем за 10 часов альбом со всеми исполнителями был записан. Любопытно, что Плессас всегда сочинял музыку к стихам, а не наоборот, не отдавал музыку под стихи.
А еще в 36 лет Мимис Плессас родил сына, а в 74 - дочь. Вот такой вот разносторонний он, Мимис Плессас. Надеюсь, Вам было интересно так же, как и мне =)
Автор текста: Марина Боронина. Разрешено использовать только со ссылкой на данную страницу или автора.
Музыка к песням из альбомов
1969
1969
1993
1994
1996
2003
2004
2006
2009
2010
Музыка к песням